• Профессиональная помощь психолога в Воронеже •
8-980-548-88-10
г.Воронеж, Московский пр-т 104 А

Этический кодекс

Этический кодекс психологаЭтический кодекс психолога

Преамбула1. Этический кодекс психолога Российского психологического обществасоставлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации,Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года«О персональных данных», Уставом Российского психологического общества,Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирноймедицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинскихисследований с участием людей в качестве субъектов исследования»,международной Универсальной декларацией этических принципов дляпсихологов, Этическим метакодексом Европейской федерациипсихологических ассоциаций.

2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологическогообщества по вопросам профессиональной этики психолога является Этическийкомитет Российского психологического общества.

3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу,имеющему высшее психологическое образование.

4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группелиц или организации, которые согласились быть объектом психологическихисследований в личных, научных, производственных или социальныхинтересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.

5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все видыдеятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом.Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работыПсихолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сетиИнтернет.

6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особойответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, иоснована на доверии общества, которое может быть достигнуто только присоблюдении этических принципов профессиональной деятельности иповедения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.

7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельностисообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом;основой применения санкций при нарушении этических принциповпрофессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственныхценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения,сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего обществаявляются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правилаработы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются егопрофессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает,и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

1. Принцип уваженияПсихолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека,провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации имеждународными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

( i ). Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости отих возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности,принадлежности к определенной культуре, этносу и расе,вероисповедания, языка, социально-экономического статуса,физических возможностей и других оснований.

( ii ). Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения кКлиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должныосновываться на данных, полученных научными методами.Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога приобщении с Клиентом, а также социальное положение Клиента недолжны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

( iii ).Психолог избегает деятельности, которая может привести кдискриминации Клиента по любым основаниям.

( iv ). Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс,ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальномуположению Клиента и связанных с ним лиц.

1.2. Конфиденциальность

( i ). Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентомна основе доверительных отношений, не подлежит намеренному илислучайному разглашению вне согласованных условий.

( ii ). Результаты исследования должны быть представлены таким образом,чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога илипсихологическую науку.

( iii ).Психодиагностические данные студентов, полученные при ихобучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения оКлиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

( iv ). Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог долженобеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

( v ). Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, котораявыходит за рамки профессиональных задач Психолога.

( vi ). Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним безприсутствия третьих лиц.

( vii ). Неконтролируемое хранение данных, полученных приисследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу вцелом. Порядок обращения с полученными в исследованиях даннымии порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

( i ). Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах испособах использования полученной информации. Работа с Клиентомдопускается только после того, как Клиент дал информированноесогласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сампринимать решение о своем участии в работе, такое решение должнобыть принято его законными представителями.

( ii ). Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах илилечебных действиях. В случае стационарного лечения Психологдолжен информировать Клиента о возможных рисках и обальтернативных методах лечения, включая непсихологические.

( iii ).Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог можетделать только после того, как получит согласие на это со стороныКлиента. Это положение распространяется и на телефонныепереговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписямиконсультации и телефонными переговорами Психолог можетразрешить только после получения согласия на это со стороныКлиента.

( iv ). Участие в психологических экспериментах и исследованиях должнобыть добровольным. Клиент должен быть проинформирован впонятной для него форме о целях, особенностях исследования ивозможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях,чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве сПсихологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том,что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог долженпринять все необходимые предосторожности для обеспечениябезопасности и благополучия Клиента и сведения к минимумувозможности непредвиденного риска.

( v ). В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытиеинформации противоречит задачам проводимого исследования,Психолог должен принять специальные меры предосторожности дляобеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда этовозможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесетвреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны послеокончания эксперимента.

1.4. Самоопределение Клиента

( i ). Психолог признает право Клиента на сохранение максимальнойавтономии и самоопределения, включая общее право вступать впрофессиональные отношения с психологом и прекращать их.

( ii ). Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненнойдееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственномуразвитию, физической независимости. В случае недостаточнойдееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологомпринимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

( iii ).Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь дляконсультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нетюридических противопоказаний).

2. Принцип компетентностиПсихолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровенькомпетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности исвоего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только теметоды, которым обучался и в которых имеет опыт.

Принцип компетентности включает:

2.1. Знание профессиональной этики

( i ). Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в областипрофессиональной этики и обязан знать положения настоящегоЭтического кодекса. В своей работе Психолог долженруководствоваться этическими принципами.

( ii ). Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторовв проведении психодиагностических процедур, Психолог долженобеспечить, независимо от их собственной ответственности,соответствие совершаемых ими действий профессиональнымтребованиям.

( iii ).Психолог несет ответственность за соответствие профессиональногоуровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемойработы и настоящего Этического кодекса.

( iv ). В своих рабочих контактах с представителями других профессийПсихолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовностьпомочь.

2.2. Ограничения профессиональной компетентности

( i ). Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамкахсобственной компетентности, основанной на полученном образованиии опыте.

( ii ). Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование,интервьюирование, тестирование, электрофизиологическоеисследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную(биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктовдеятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

( iii ).Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы,наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне,достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии,доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

( iv ). Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешенияврача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

2.3. Ограничения применяемых средств

( i ). Психолог может применять методики, которые адекватны целямпроводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состояниюКлиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики,кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными,нормализованными, надежными, валидными и адаптированными кконтингенту испытуемых.

( ii ). Психолог должен применять методы обработки и интерпретацииданных, получившие научное признание. Выбор методов не долженопределяться научными пристрастиями Психолога, егообщественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентамопределенного типа, социального положения или профессиональнойдеятельности.

( iii ).Психологу запрещается представлять в результатах исследованиянамеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную инекорректную информацию. В случае обнаружения Психологомсущественной ошибки в своем исследовании после того, какисследование было опубликовано, он должен предпринять всевозможные действия по исправлению ошибки и дальнейшемуопубликованию исправлений.

2.4. Профессиональное развитие

( i ). Психолог должен постоянно повышать уровень своейпрофессиональной компетентности и свою осведомленность в областиэтики психологической работы (исследования).

2.5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

( i ). Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психологапреждевременно прекратить работу с Клиентом и это можетотрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог долженобеспечить продолжение работы с Клиентом.

( ii ). Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельностьв случае, когда его способности или суждения находятся поднеблагоприятным воздействием.

3. Принцип ответственностиПсихолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах передсвоими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом.Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нестиответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, чтоего услуги не являются злоупотреблением.

Принцип ответственности включает:

3.1. Основная ответственность

( i ). Решение Психолога осуществить исследовательский проект иливмешательство предполагает его ответственность за возможныенаучные и социальные последствия, включая воздействие на лиц,группы и организации, участвующие в исследовании иливмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияниенаучной психологии на общественное мнение и на развитиепредставлений о социальных ценностях.

( ii ). Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом ивытекающую из этого ответственность. Ответственность особенновелика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступаютлица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица,ограниченные в своих действиях, а также, если программаисследования или вмешательства целенаправленно ограничиваетдееспособность Клиента.

( iii ).Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведутк улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента,он должен прекратить вмешательство.

3.2. Ненанесение вреда

( i ). Психолог применяет только такие методики исследования иливмешательства, которые не являются опасными для здоровья,состояния Клиента, не представляют Клиента в результатахисследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о техпсихологических свойствах и особенностях Клиента, которые неимеют отношения к конкретным и согласованным задачампсихологического исследования.

3.3. Решение этических дилемм

( i ). Психолог должен осознавать возможность возникновения этическихдилемм и нести свою персональную ответственность за их решение.Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами идругими значимыми лицами, а также информируют их о принципах,отраженных в Этическом кодексе.

( ii ). В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросыэтического характера, он должен обратиться в Этический комитетРоссийского психологического общества за консультацией.4. Принцип честностиПсихолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики впсихологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым иуважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять своипрофессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Принцип честности включает:

4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей

(i). Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей,так и возможностей своей профессии. Это условие установлениядиалога между профессионалами различных специальностей.

4.2. Честность

(i). Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающаяпсихологические услуги для Клиента) до заключения соглашенияоговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условияработы, такие как распределение прав и обязанностей междуПсихологом и Клиентом (или стороной, оплачивающейпсихологические услуги) или процедура хранения и применениярезультатов исследования.Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что егодеятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а некоммерческим принципам.При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателяв известность о том, что:– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требуетзакон;– профессиональное руководство его работой может осуществлятьтолько психолог;– для него невозможно выполнение непрофессиональных требованийили требований, нарушающих данный Этический кодекс.При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текстданного Этического кодекса.

(ii). Публичное распространение сведений об оказываемых Психологомуслугах служит целям принятия потенциальными Клиентамиинформированного решения о вступлении в профессиональныеотношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в томслучае, если она не содержит ложных или искаженных сведений,отражает объективную информацию о предоставляемых услугах иотвечает правилам приличия.

(iii). Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либоопределенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целяхконкуренции ни при каких условиях не должна обманыватьпотенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличиватьэффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своихпрофессиональных навыков и применяемых методик, а также даватьгарантии результативности оказываемых услуг.

(iv). Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение занаправление к ним нему Клиентов или заключать соглашения стретьими лицами с этой целью.

4.3. Прямота и открытость

(i). Психолог должен нести ответственность за предоставляемую иминформацию и избегать ее искажения в исследовательской ипрактической работе.

(ii). Психолог формулирует результаты исследования в терминах ипонятиях, принятых в психологической науке, подтверждая своивыводы предъявлением первичных материалов исследования, ихматематико-статистической обработкой и положительнымзаключением компетентных коллег. При решении любыхпсихологических задач проводится исследование, всегда опирающеесяна предварительный анализ литературных данных по поставленномувопросу.

(iii). В случае возникновения искажения информации психолог долженпроинформировать об этом участников взаимодействия и зановоустановить степень доверия.

4.4. Избегание конфликта интересов

(i). Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть врезультате двойственных отношений. Психолог должен старатьсяизбегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов илиэксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

(ii). Психолог не должен использовать профессиональные отношения вличных, религиозных, политических или идеологических интересах.

(iii). Психолог должен осознавать, что конфликт интересов можетвозникнуть после формального прекращения отношений Психолога сКлиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональнуюответственность.

(iv). Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношениясо своими Клиентами.

4.5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

(i). Результаты психологических исследований должны быть доступны длянаучной общественности. Возможность неверной интерпретациидолжна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленнымизложением. Данные об участниках эксперимента должны бытьанонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитиюнауки и им не следует препятствовать.

(ii). Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективнокритиковать их профессиональные действия.

(iii). Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснениюколлеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

(iv). Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально,он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорированиеизложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренноенарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана вЭтический комитет Российского психологического общества в письменномвиде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб ивынесение решений по ним осуществляется в установленном порядкеЭтическим комитетом Российского психологического общества.

3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этическийкодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российскогопсихологического общества (общественное порицание), приостановлениечленства в Российском психологическом обществе, сопровождающеесяшироким информированием общественности и потенциальных клиентов обисключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО.Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается впрофессиональные психологические ассоциации других стран.

4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российскоепсихологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога ксуду.Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездомРоссийского психологического общества.